Member Login
Email:
Password:
OR SIGN IN USING
Create Your Account

Карибская, южно- и центральноамериканская... Глава 2: Куба, Пуэрто-Рико и Доминиканская Республика

 

Глава 2. Куба, Пуэрто-Рико и Доминиканская Республика

 

Данный раздел посвящён жанрам, которые объединены понятием «сальса» (salsa). Эта музыка рождена на островах Куба и Пуэрто-Рико и в Доминиканской Республике. Здесь следует отметить интересный факт: стили Кубы и Пуэрто-Рико (соседние острова в северной части Карибского моря) имеют между собой очень много общего (вплоть до жанрового смешения), в то время как у музыки Доминиканской Республики и Гаити (соседние страны на одном острове) общих черт много меньше. Впрочем, мы ещё рассмотрим гаитянскую музыку в одной из последующих глав.

Термин «сальса» появился в 1960-х гг. в США для обозначения кубинской музыки. Так что для описания сальсы нужно прежде всего обратить внимание на музыку этого острова. Кубинская музыка появилась в результате слияние европейской, африканской и (в меньшей степени) азиатской музыкальных традиций. Рассматривать процесс формирования современных жанров в рамках данной работы автор считает нецелесообразным. Эти сведения читатель может почерпнуть в [1], [2], [3], [6].

Теперь мы перейдём к сути. Суть в клаве (clave). Клаве это сердцебиение кубинской музыки. Весь аккомпанемент и фразировка строятся вокруг клаве. Данным термином обозначаются перкуссионный инструмент и ритмические фигуры, которые он играет. Инструмент (claves) представляет собой две небольших деревянных палочки, издающие резкий сухой звук, продирающийся сквозь любой ансамбль. Эти остинатные фигуры собирают воедино все полиритмы, которые играют остальные инструменты оркестров. В зависимости от состава клаве (ритмические фигуры) можно распределить между разными инструментами. Более подробно об этом – в [1], [10].

Существует три основных вида клаве: сон, румба и 6/8 Каждый вид клаве, в свою очередь, подразделяется на 2-3 и 3-2. Перейдём теперь к конкретной информации. Сначала рассмотрим сон клаве 2-3:

 

В варианте 3-2 оно будет выглядеть следующим образом:

 

Эти двухтактовые фигуры построены на напряжении и расслаблении. Сторона 3 называется фуэрте (fuerte), или сильная, а сторона 2 – дебил (debil), или слабая. Клаве остаётся неизменным на протяжении всего произведения в то время как его взаимоотношение с музыкальным материалом может меняться.

Поясним это на примере композиции Son de la loma Мигеля Матамороса (Miguel Matamoros). Это произведение написано в сон клаве 2-3. При этом вступление длится 17 тактов, в результате чего часть А начинается не на дебил, а на фуэрте. Получается, что клаве «развернулось»? На самом деле клаве осталось неизменным, просто сильный такт мелодии поменял своё место. В течение песни такие изменения могут происходить не один раз.

Нелишним будет привести и другие виды клаве.

Румба 2-3:

Румба 3-2:

 

Следует отметить, что в целом для сон клаве более характерно направление 2-3, а для румба – 3-2.

 

6/8 2-3:

6/8 3-2:

 

Здесь стоит также упомянуть, что клаве 6/8 имеет некоторое количество вариаций, которые автор считает нецелесообразным приводить в данной работе. Пытливого читателя можно отослать к [1].

В пуэрто-риканской и доминиканской музыке нет клаве. В бомбе (bomba), впрочем, есть «клавеобразная» фигура, которая называется куа (cua), но она однотактовая и потому не может строго считаться клаве.

Куа:

 

Но своеобразие рассматриваемой в данном разделе музыки невозможно описать, не уделив внимания характерным для неё инструментам.

Часть инструментов имеет своё происхождение в Европе. Это фортепиано, смычковые, медные и деревянные духовые, 6-струнная гитара, аккордеон (впрочем, характерный скорее для Доминиканской Республики и Пуэрто-Рико, чем для Кубы). Существуют также местные разновидности инструментов из Старого света. Например, кубинский трес (tres) (в Пуэрто-Рико – куатро (cuatro)), представляющий из себя гитару с тремя парами струн, настроенную в до-мажорный квартсекстаккорд (G-C-E).

Но есть ещё большая группа инструментов, имеющих местное происхождение. В-основном это разнообразные перкуссионные инструменты. Настало время приступить к их описанию. Начнём с кубинской перкуссии.

Тимбалес (timbales) представляют из себя два круглых котла с настраиваемыми пластиками, установленные на металлическую стойку. На эту же стойку нередко устанавливается один или более каубелл. На этом инструменте играют специальными палочками.

Конги (congas) (тж. тумбадора (tumbadora)) – высокие напольные бочкообразные деревянные барабаны (набор из двух или трёх штук) с настраиваемыми кожами. На конгах играют руками.

Бонги (bongos) – два маленких круглых барабана, закреплённых на массивном деревянном бруске. На бонго играют руками.

Все вышеперечисленные перкуссионные инструменты обладают весьма богатым набором штрихов, и их сочетание может создать очень сложную и красивую фактуру. При этом необходимо отметить отсутствие инструментов, которые по своему тембру и функции в оркестровке были аналогичны большому и ведушему барабанам современной ударной установки. Это создаёт некоторые проблемы при адаптации партий перкуссии для джазовой установки.

Также стоит отметить и другие инструменты из этой группы. О клаве говорилось выше. Кахон (cajon) представляет из себя деревянную коробку с отверстием на одной из боковых стенок (кроме передней). Музыкант играет на кахоне сидя на нём верхом. Инструмент активно развивается. Гуиро (guiro) – инструмент с засечками на поверхности, первоначально изготовлявшийся из плодов горлянкового дерева. На нём играют специальным скребком. Дать полный обзор кубинской перкуссии в рамках данной работы не представляется возможным ввиду строгого её ограничения по срокам и объёму.

Из перкуссии, характерной для Пуэрто-Рико, стоит отметить бомба (bomba) (барабан похожий на кубинскую тумбадору, но шире и ниже) и пандерета (pandereta) (тамбурин, зачастую с натянутой на раму кожей).

Среди доминиканских перкуссионных инструментов хочется отметить два. Первый это гуира (guira), близкий аналог гуиро. Гуира – металлический инструмент с засечками, на котором играют металлической вилкой. Второй – тамбора (tambora), барабан с двумя рабочими пластиками, висящий на шее музыканта. На нём играют руками и палочкой.

Пожалуй, теперь стоит сделать по возможности краткое описание стилей музыки, характерных для описываемого региона. В первую очередь жанровые различия обусловлены темпом. Медленные стили – ча-ча-ча (cha-cha-cha) (около 120…130 ударов в минуту), данцон (danzon) (100…140),  пачанга (pachanga) (120…140). Среднетемповые – сон (son) (120…170), гуахира (guajira) (140…170), гуарача (guaracha) (130…160). Сюда же можно отнести пуэрториканские бомбу (bomba) и плену (plena) (120…190) К быстротемповым (180 и более ударов в минуту) жанрам можно отнести мамбо (mambo) (180…200), гуагуанко (guaguanco) (около 180), доминиканское меренге (merengue) (200 и выше). Пожалуй, стоит отметить, что мамбо скорее даже не ритмический стиль, а способ инструментовки (биг-бенд). Для более подробного ознакомления с предметом можно порекомендовать [1].

 

Описывать хитросплетения линий перкуссии за рамками специальных работ – дело неблагодарное. Поэтому автор считает необходимым описать лишь некоторые ходы двух инструментов (баса и фортепиано), более или менее характерные для всех жанров.

Начнём с линий характерных для баса. Исторически эту функцию в ансамблях и оркестрах в рассматриваемом регионе выполнял контрабас, но, начиная примерно с 70-х годов ХХ века, стала широко использоваться бас-гитара. Построение линий у этих двух инструментов весьма близко, посему мы не будем рассматривать несомненно присутствующие между ними различия. Основной фигурой является тумбао (tumbao). Ниже приведено довольно типичное тумбао. Для ревнителей правильной нотной записи хочу отметить, что это принятое написание (читатель может убедиться в этом, открыв любой учебник по басу в данной стилистике):

 

Как мы можем заметить, основными подчёркиваемыми долями являются «2и» и «4», а основными подчёркиваемыми ступенями аккорда – прима и квинта. Этот рифф можно играть в львиной доле кубинских и пуэрториканских жанров. Как правило, темп при этом разнится (примерно) от 170 до 220 ударов в минуту. Он носит название бомбо-понче (bombo-ponche) по акцетируемым долям («2и» – бомбо, «4» – понче).

 Ниже приведено несколько других широко употребительных вариантов тумбао. Следующие два тумбао представляют собой вариации основного:

 

Приведённое ниже тумбао характерно для жанра ча-ча-ча:

 

Поскольку ча-ча-ча играется в темпе 120…130 ударов в минуту, а большая часть жанров быстрее, то его тумбао не столь универсально, как остальные.

Далее мы рассмотрим тумбао характерное для быстрых (примерно от 200

ударов в минуту) темпов. Оно является основным для меренге: 

Часто в одной из частей композиции в жанре меренге линия баса меняется на основное тумбао (т. н. апанпичао (apanpichao)).

Последним приведённым тумбао будет низкотемповое (до 100 ударов в минуту):

 

Часто это тумбао применяется в болеро, жанре, пришедшем на Кубу из Мексики.

Теперь уделим немного внимания особенностям построения фортепианных линий на Кубе, Пуэрто-Рико и в Доминиканской Республике. Наиболее характерным и узнаваемым элементом фортепианного аккомпанемента в сальсе является монтуно (montuno). Это двухтактовый синкопированный рифф, строящийся в зависимости от направления клаве и жанра. Ниже приведено фортепианное монтуно на типичную последовательность аккордов (I-IV-V-IV), сон клаве 2-3:

Следует также отметить, что монтуно называется и одна из частей        композиций в жанре сон-монтуно (son-montuno).

 

 

 

Delicious Digg Facebook Fark MySpace
Views: 5944 views    Report Inappropriate Content
All Articles
Музыка и жизнь  (81 articles)
Музыканты  (58 articles)
Свободные темы  (58 articles)
Уроки  (50 articles)