Member Login
Email:
Password:
OR SIGN IN USING
Create Your Account

Карибская, южно- и центральноамериканская народная и популярная музыка... Глава 4: Ямайка и Тринидад

 

Глава 4. Ямайка и Тринидад

 

Теперь мы рассмотрим единственный англоязычный регион в работе. В силу языка и иных культурных особенностей музыка Ямайки и Тринидада сильно отличается от музыки их соседей (Гаити и Кубы у Ямайки и Венесуэлы у Тринидада).

Описание местного материала мы начнём с рассмотрения тринидадской музыки калипсо (calypso). Инструментовка варьировалась в зависимости от времени и состава, но можно выделить используемые инструменты: фортепиано, гитара, смычковые, медные и деревянные духовые. Перкуссия изначально не использовалась, но с развитием и распространением жанра появилась. Здесь стоит отдельно упомянуть стилпэн (steelpan), тринидадский ударный инструмент. Он представляет собой металлический настроенный идиофон, на котором музыкант играет палочками. Первые стилпэны были хроматическими, но со временем появилось множество инструментов настроенных по-разному и в разной тесситуре. Также в поздних инструментовках использовалась карибская перкуссия и джазовая установка.

 Форма использовалась как джазовая (тема, инструментальные соло, тема), так и песенная (куплет, припев). Размер – исключительно 4/4 (что характерно для всех стилей, рассматриваемых в этой главе). Темп преимущественно средний (100…150 ударов в минуту). Произведения по преимуществу вокальные.

Автор считает необходимым привести типичную для жанра басовую линию:

 

Как видно из нотного примера, голосоведение подчёркивает приму, терцию и квинту текущей гармонии, а ритм схож с приведённым в главе, посвящённой карибской сальсе.

Дальнейшим развитием жанра стала сока (soca). Эта музыка появилась в начале 1970-х гг. и вобрала в себя влияние жанров из других регионов (преимущественно Ямайки и США). Само название сложилось из двух слов СОул КАлипсо (SOul CAlypso). В силу времени инструментовка здесь состоит исключительно из электрических инструментов (бас-гитара, клавиши, гитара) и джазовой установки, которая часто заменяется драм-машиной.

Нелишним будет привести характерные для данного жанра линии ударных:

 

Привести характерные партии для других инструментов представляется затруднительным, т. к. их построение в немалой степени зависит от построения мелодической линии, но в общем и целом для них характерно подчёркивание «2и» и «4».

Зарождение калипсо и его появление на Ямайке привело примерно в 1950-х гг. к созданию жанра менто (mento). Неудивительно, что эти два стиля имеют много общих черт. Необходимо отметить различия. Во-первых, с самого своего появления в инструментовке менто активно использовалась перкуссия. Во-вторых, ритмическое построение басового аккомпанемента часто более прямолинейное, чем в калипсо (бас может отмечать каждую четверть такта).

 

 

Теперь перейдём к описаниям ямайских жанров прочно занявших место на сцене по всему миру. Первый из них – ска. Его также называют традишнл ска (traditional ska) или ска первой волны, т. к. в 1970-х гг. в Англии появился жанр модерн ска (modern ska) (тж. 2-tone ska или ска второй волны), а в 1990-х в США этот жанр, смешавшись с джазом и современной поп-музыкой, прошёл новую реинкарнацию (ска третьей волны). Своё название он получил от характерного гитарного аккомпанемента: цепляемые на гитаре снизу вверх аккорды на «и» звучат похоже на слово «ска». Инструментовка ничем не отличается от джазовых коллективов США того времени (середина 1960-х): духовые (саксофоны, труба, тромбон, реже губная гармоника), фортепиано (или орган), гитара, контрабас, джазовая установка, иногда вокал, но музыка по большей части инструментальная. Можно сказать, что ска – то, как ямайские музыканты видели свинг. Произведения имеют джазовую форму (AABA, блюз и т. п.) или (в случае песен) – куплет-припев. Фортепиано и гитара играют на «и». Контрабас играет шагающий бас.

Приведённый ниже пример довольно типичен, гитара ритмически совпадает с фортепиано, поэтому автор посчитал излишним приводить её партию. Пульсация – либо засвингованные восьмые, либо шаффл.

 

 

Необходимо отметить, что для аранжировки духовых характерны аккомпанемент на «и» (в ритмический унисон с гитарой/фортепиано) и повторяющиеся одно-двухтактовые риффы в качестве сопровождения соло.

Следующим шагом в развитии ска стало рокстеди (rocksteady). Темп произведений понизился со 120…150 ударов в минуту до 80…100 (границы, естественно, приблизительные), композиции стали по большей части вокальными, а в басу шагающая фактура уступила место одно- или двухтактовым риффам (т. н. риддимы (riddim)). На особо удачные риддимы было записано по несколько (а зачастую и помногу композиций). Многие (например – [8]) приписывают изменения в фактуре влиянию американского ритм-н-блюза. Автор склонен согласиться.

Следующим этапом стал реггей. Различия в фактуре между рокстеди и реггей не столь значительны, как между рокстеди и ска, в обоих стилях произведения по большей части вокальные, темповой диапазон схож. Главное различие здесь – в ритм-секции. Ударные (часто дополняемые карибской перкуссией) играют довольно свободно, но в общем и целом для грувов характерно подчёркивание «2» и «4» и использование римшота вместо удара по пластику малого барабана. Риддимы становятся более яркими и запоминающимися и часто дублируются гитарой. Контрабас окончательно уступает своё место бас-гитаре. Аккомпанемент на «и» (ска) остаётся, но становится более разнообразным.

 

Выше были приведены некоторые из типичных вариантов гитарного аккомпанемента для реггей. Как может заметить читатель, все они представляют собой вариации на тему «ска».

После этого появились такие жанры, как лаверс рок (lovers rock) и дэнсхол (dancehall). Лаверс рок – тот же реггей, но с более электронным звуком (за счёт синтезаторов), а дэнсхол – просто певцы в сопровождении «минусовок», набитых в ямайском стиле (темп в данном случае выше, чем в реггей).

Дальнейшее развитие музыки на Ямайке не дало миру каких-то новых вариантов фактуры. Зарождение рутс реггей (roots reggae) означало не более, чем изменение тематики текстов и привнесение джазового подхода к аккомпанементу. Скинхед реггей (skinhead reggae) – английский вариант ямайского реггей и не несёт в себе чего-либо кардинально нового. Вторая волна ска привнесла в эту музыку влияние рока, но произошло это также в Объединённом Королевстве. Ска третьей волны дало с одной стороны – внедрение фактуры ска и реггей в джаз, а с другой – в панк-рок, но это США. Наконец джангл (jungle), появившийся также в Британии тоже под влиянием ямайской музыки, до недавнего времени вообще не исполнялся «вживую».

 

 

 

 

Delicious Digg Facebook Fark MySpace
Views: 6255 views    Report Inappropriate Content
All Articles
Музыка и жизнь  (81 articles)
Музыканты  (58 articles)
Свободные темы  (58 articles)
Уроки  (50 articles)