Member Login
Email:
Password:
OR SIGN IN USING
Create Your Account

Карибская, южно- и центральноамериканская народная и популярная музыка ХХ века. Глава 7: Бразилия

 Глава 7. Бразилия

 

 

Теперь мы отправимся в один из самых богатых на жанры регион Южной Америки и единственный португалоязычный. Бразильская музыка получила широкую известность в мире с появлением босса новы (bossa nova), жанра, имеющего несомненные народные корни, но сугубо и трегубо профессионального и отличающегося от уличной самбы (samba) хотя бы использованием джазовой ударной установки. Внимания боссе мы уделять не станем, так как жанр этот более или менее знаком всем практикующим музыкантам "на бескрайних просторах неописуемой нашей родины", но прежде всего, конечно, рассмотрим менее известные широкой публике стили.

 Начать описание следует с обзора характерных для Бразилии инструментов. Конечно же, основное место здесь займёт перкуссия. Здесь сразу стоит отметить нетипичную для латинской перкуссии особенность – в Бразилии есть барабан, чья роль сходна с ролью бочки в джазовой установке (быть может, поэтому она так органично прижилась в босса нове). Это сурдо (surdo) – средних размеров деревянный (в наши дни тж. алюминиевый) барабан, на котором играют палочками с большим наконечником. Сурдо может быть напольным, но может и висеть на шее у музыканта. Ещё один барабан – репинике (repinique, тж. repenique). Его можно считать более или менее эквивалентным напольному тому джазовой установки, но репинике, как правило, выполнены из металла. Кайша (caixa) – бразильский металлический аналог малого барабана. Следующий – фрикционный барабан куике (cuica). С одной стороны у него натянута мембрана, другая – открытая. К центру мембраны перпендикулярно ей крепится бамбуковая палочка. Барабан висит на груди музыканта, одной рукой он трёт влажной материей палочку, производя звук,  а большим пальцем другой давит на мембрану в области крепления палочки, меняя звуковысотность. Пандейру (pandeiro) – разновидность бубна. Его отличие в том, что мембрана пандейру настраиваемая, а тарелочки (обычно – 5 или 6) имеют чашеобразную форму и за счёт этого звучат суше и дают меньший сустейн. Тамбурим (tambourim) – тоже род бубна, но без тарелочек и на нём играют палочками или рутами из пластика (реже пальцами). Агого (agogo) – разновидность каубелла. Этот инструмент состоит из двух конусообразных колоколов, закреплённых на U-образной проволоке. На нём чаще всего играют палочками, но иногда звук извлекают путём удара одного колокола о другой. На этом завершим краткий обзор бразильской перкуссии и перейдём к кавакиньо (cavaquinho). Это маленькая четырёхструнная гитара, настроенная в соль-мажорный квартсекстаккорд (D-G-B-D). Партии у кавакиньо очень подвижные и даже виртуозные.

Теперь рассмотрим жанры, характерные для Бразилии. Лицо бразильской музыки,  конечно же, самба! Это почти такой же многоликий и изменчивый жанр, как сальса (возможно, более корректным здесь было бы назвать самбу «собранием стилей»). Произведения сильно разнятся по темпу (примерно от 100 до 220 ударов в минуту), неизменным остаётся лишь акцентирование первой и четвёртой долей. Например:

 

Выше приведён пример басовой линии. Следует обратить внимание и на то, что в Бразилии принято нотировать самбу в 2/4, но в наше время часто используется размер 2/2, как более удобный для чтения. В высоких темпах нередко используется игра четвертями:

 

Приведённые выше линии довольно типичны, но не исчерпывают всего многообразия.

Существует несколько видов самбы, каждый из которых характеризуется своими особенностями внутреннего движения. Автор считает необходимым привести два примера. Первый из них – партидо альто (partido alto):

 

Второй – афаше (afoxe):

 

Давать какие-либо пояснения к написанному в рамках данной работы нецелесообразно. Пытливого читателя можно отослать к [4].

Но самбой разнообразие бразильской музыки не ограничивается. Теперь мы перейдём к рассмотрению байона (baiao). Этот по большей части вокальный жанр родился в городе Сальвадор-де-Байя, старой столице Бразилии и от него получил своё название. Если сравнить байон с самбой, то можно выделит некоторое количество особенностей. В байоне менее ярко выражено подчёркивание «1» и «4», перкуссия создаёт скорее ровную пульсацию. Темп варьируется не столь сильно, как в самбе (110…160 ударов в минуту). Для байона характерна линия баса сходная с тумбао сальсы:

 

 

Ещё одна немаловажная черта – главенствующая роль аккордеона, который и аккомпанирует, и проводит мелодии.

Шору (choro, тж. chorinho) – преимущественно инструментальный жанр. Темп варьируется (примерно) от 120 до 220 ударов в минуту. Размер – 4/4. Важная особенность – большое количество струнных щипковых в инструментовке и малая роль духовых. На первый план выходит кавакиньо, часто блистающий виртуозными пассажами в быстрых темпах.

Музыка гауча (musica gaucha) по своей сути ближе к аргентинской и уругвайской музыке, чем к бразильской: малая роль (а зачастую и отсутствие) перкуссии, формы танго. Важное место среди инструментов занимает аккордеон (хотя и не бандонеон, как в упомянутом выше регионе). Произведения как вокальные, так и инструментальные при заметном преобладании последних. Темпы сильно варьируются (от 100 до 170 ударов в минуту). Размер в основном 4/4.

 

 

 

 

Delicious Digg Facebook Fark MySpace
Views: 4984 views    Report Inappropriate Content
All Articles
Музыка и жизнь  (81 articles)
Музыканты  (58 articles)
Свободные темы  (58 articles)
Уроки  (50 articles)