Member Login
Email:
Password:
OR SIGN IN USING
Create Your Account

Карибская, южно- и центральноамериканская народная и популярная... Глава 8: Аргентина и Уругвай

 Глава 8. Аргентина и Уругвай

 

Местная музыка стала известна (и прижилась) в Европе раньше, чем какая-либо ещё из «латинок» или других рассмотренных в данной работе жанров. Это танго (tango). На это, конечно же, повлияло не одно обстоятельство. Первое: этнический состав Аргентины формировался в результате эмиграции из Европы, а европейские переселенцы привозили с собой музыкальные инструменты и традиции. Соответственно, европейцы вполне ясно слышали в танго помимо заокеанской романтики и экзотики собственную музыкальную традицию, что облегчало понимание. Второе – широкое развитие звукозаписи в начале ХХ века в Аргентине позволяло запечатлевать материал на носителях, что, конечно же, способствовало распространению танго.

Но танго оказало некоторое влияние и на музыку Нового Света. В кубинской контраданце (contradanza) (один из старинных кубинских жанров, из которых родилась сальса) есть ритмический элемент, который называется ритмо де танго (ritmo de tango, тж. tango congo). По ритму он совпадает с основной фигурой милонги (milonga) (один из видов танго):

 

Инструментовка танго не отличается экзотичностью (стандартный набор европейских инструментов: струнные смычковые, щипковые, духовые). Нетипично здесь отсутствие каких-либо народных инструментов. Отсутствие народных перкуссионных инструментов можно объяснить этническим составом населения рассматриваемого региона: это почти исключительно потомки выходцев из Европы, а большинство «латинских» перкуссионных инструментов происходит из Африки. Отсутствие же народных гармонических или мелодических инструментов автор объяснить не может. На используемых в танго духовых стоит остановиться подробнее. Медные и деревянные вполне традиционны, но особняком стоит бандонеон (bandoneon), один из видов аккордеона, который можно назвать «душой танго». Изобретён он был во второй половине XIX века в Германии Генрихом Бандом (отсюда и название). Позднее этот инструмент попал из Европы в Аргентину, где и получил широчайшее распространение. В силу описанных выше причин бандонеон нельзя считать аргентинским народным инструментом, но по странной иронии именно там, а не на своей родине, он стал пользоваться поистине народной любовью. Нелишним будет упомянуть нюансы конструкции этого инструмента. На бандонеоне нет клавиатуры (как на фортепиано), только кнопки, причём при сжатии и расширении мехов одна и та же кнопка чаще всего даёт разные ноты. Оркеста типика танго состоит из двух скрипок, двух бандонеонов, контрабаса и фортепиано.

Думается, что теперь самое время перейти непосредственно к музыке. Танго включает в себя три «поджанра»: собственно танго, милонга и вальс (vals). Для танго и милонги характерны темпы в районе 100…150 ударов в минуту. Размер – 4/4 (для произведений первой половины ХХ века характерна запись нот на 2/4). Для вальса – примерно до 180 (это скорее 3/8, чем 3/4, в котором выписываются такие произведения). Тут следует отметить, что «танго» вместе с тем обозначает всю такого рода музыку в целом, а «милонга» обозначает вечеринку, на которой танцуют под неё. Вальс представляет собой музыку, имеющую очень много с европейским жанром с аналогичным названием (в танго вообще довольно сильно слышится связь с европейской музыкальной традицией). Танго и милонга схожи в темпе, но разнятся в груве. Это можно заметить по басовым линиям, используемым в данных жанрах (автор находит уместным привести запись в 4/4, а не в 2/4, что было бы более аутентично, но менее наглядно). Сначала приведём линию, характерную для танго:

 

Для милонги характерно немного другое движение:

 

Как можно заметить, бас играет ритмическую фигуру весьма широко распространённую в «латинках». Следует дополнительно отметить, что в современных милонгах в быстрых темпах используется следующая ритмическая фигура:

 

Здесь также необходимо отметить, что танго в танцевальной своей ипостаси не предполагает никакой импровизации, все партии инструментов выписаны и почти всегда аккомпанируют проведению темы голосом, либо инструментом (инструментами). Это характерно и для оркестров (что неудивительно), и для оркеста типика. Автор считает причиной этого следующее: музыканты в коллективах, игравших танго, имели академическое образование, которое не включает в себя обучение импровизации, в то время как в Бразилии или, к примеру, на Кубе многие музыканты, игравшие на танцах, не проходили вообще никакого формального обучения музыке.

 

 

 

 

 
Delicious Digg Facebook Fark MySpace
Views: 4399 views    Report Inappropriate Content
All Articles
Музыка и жизнь  (81 articles)
Музыканты  (58 articles)
Свободные темы  (58 articles)
Уроки  (50 articles)